Игумения Евфросиния ответила на поступившие в группу монастыря «ВКонтакте» вопросы

* Доброго дня! Какой распорядок дня у сестер монастыря? Есть ли у них личное время? Могут ли они просто гулять по городу? 

— В 6.00 в келейном корпусе звенит колокольчик, возвещая, что через полчаса все должны собраться в домовом храме на монашеское молитвенное правило. Если в этот день не совершается Божественная Литургия, то в 8 часов начинается завтрак, после которого сестры расходятся по послушаниям. В дни, на которые по расписанию выпадает общественное богослужение, сразу после него следует обед. 
Кроме рядовых послушаний в нашем монастыре сестры читают «неусыпаемую» псалтирь с поминовением всех православных христиан, пожелавших оставить свои имена или имена своих близких на молитву. Соответственно, каждые два часа сестры, сменяя друг друга, приходят в храм на чтение псалтири. 
Заканчивается день в обители также общей молитвой. После ужина насельницы собираются на вечернее молитвенное правило. По его окончании проходит общий чин прощения, на котором сестры просят друг у друга прощения за совершенные в истекшем дне прегрешения, по слову апостола Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 26). Затем с иконой под пение тропарей мы крестным ходом обходим всю территорию обители. После 20.00, когда заканчивается вечернее правило, сестры имеют свободное время, которое используют по своему усмотрению. По субботам, воскресным и праздничным дням послушаний нет, все сестры присутствуют на богослужениях. 
Весь распорядок в монастыре основан на чередовании телесных и молитвенных трудов. Есть время и на отдых. Можно, например, половить рыбу в пруду, поехать в лес, заняться рукоделием. 
А вот на Ваш последний вопрос по поводу прогулок по городу хочется задать встречный: а зачем? 
Ведь что есть монашеская жизнь? В чине монашеского пострига первый вопрос архиерея к постригаемой: «Зачем пришла, сестра, припадая к святому Жертвеннику и к святой дружине сей?» И первый ответ: «Желаю жития постнического, честный Владыко». Под постнической жизнью подразумевается не столько ограничение в пище, сколько отречение от мiра (а мiр в святоотеческом понимании есть совокупность всех страстей). Сестра ушла от мiра, чтобы, очищая свою душу, приближаться к Богу, чтобы не занимать ума своего суетой мiра, а учиться молитве и богомыслию. И как же она этому научится, если будет просто гулять по городу? И личное время в монастыре как правило отводится для келейной молитвы, для чтения Евангелия, творений святых отцов. 

* Придя недавно на службу, увидел, что разбирают гаражи. На освободившемся месте планируется что-то построить? 

— На освобождающемся месте в обозримом будущем никаких построек не планируется. А гаражи сносятся в связи с их аварийным состоянием. 

* Где, на Ваш взгляд, тяжелее жить: в миру или в монастыре? 

— Если человек живет как христианин, а не просто им именуется, то он точно знает, что нести свой жизненный крест и жить по заповедям Божиим будет нелегко в любом месте. Скорби неизбежны, ибо ими нам подобает войти в Царство Небесное. Это значит идти скорбным и тесным путем непрестанной борьбы со своими страстями, терпеть болезни, оскорбления, лишения, гонения, нести тяготу трудов и забот. 

Возможно, стоит вопрос о выборе жизненного пути в миру или в монастыре? 

Тогда заниматься своим внутренним человеком легче конечно же в монастыре. Тебя окружают единомышленники, ты огражден от большинства соблазнов, весь распорядок жизни построен так, чтобы для молитвенного делания и духовной работы над собой было достаточно времени. У тебя есть кров, есть пища, одежда, не надо заботиться о бытовых вещах, ты не обременен многочисленными семейными обязанностями. 

Но монастырь не для каждого может стать родным домом, и не все желанны для монастыря. В монастырь, вопреки сложившимся стереотипам, не уходят из-за несложившейся личной жизни или несчастной любви. В монастырь приходят из-за любви счастливой – любви к Богу. А такая любовь несчастной, то есть безответной, быть не может. Если же уйти в монастырь не по призванию сердца, то неизбежно человек впадает в тоску, уныние, вся жизнь ему становится не в радость и в конечном итоге он покидает обитель. Ведь здесь точно также, как и в миру, нужно бороться со страстями, также терпеть свои болезни, иные лишения, нести посильные труды, мириться с немощами ближнего. 

Однако ошибочно думать, что, живя в миру, невозможно спастись, и кто хочет стать совершенным, должен обязательно уйти в монастырь или скрыться в пустыню. Ветхозаветный Авраам имел жену, детей, множество богатства, однако за свою праведную жизнь снискал имя друга Божия. А святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, так говорил: «Наше дело – нести налагаемые кресты с любовью, с детским смирением и христианским терпением, а не измерять их и не сравнивать с другими, не сетовать в лишениях, а бодрствовать над собой и крепиться, дабы, изнемогши, не лишиться уготованной награды. Господь в свое время препоясывает и ведет Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда каждый желает дойти».

* Мы знаем, что в монастыре пекут вкусный хлеб, есть своя пасека. А что еще есть на подворье? 

— Есть зарыбленный пруд, птичник, сад, огород. 

* Выбирают ли сестры монастырь, где им хочется жить? Могут ли по собственному желанию переехать, например, в Минск или наоборот, в скит, подальше от людей? 

— Да, выбор возможен. Но только до поступления в монастырь. Для этого есть возможность приезжать, жить в качестве трудницы, присматриваться. Когда же решение уже принято, и человек посвящает всю свою оставшуюся жизнь Господу, то Его Промыслу о себе противоречить не должен. Выражаясь словами апостола, тогда «уже не я живу, но живет во мне Христос (см. Послание к Галатам, 2 гл., 20 стих). 

Отсечение своей воли, жизнь по благословению – основополагающий принцип монашества, а послушание – один из трех основных обетов. Преподобный Нектарий Оптинский называл послушание самой высшей и первой добродетелью. 

Кроме того, во время монашеского пострига дается четкое обещание пребывать в этом монастыре или там, где за послушание будет поручено, до последнего своего вздоха. То есть переводы возможны, но не по ветру головы своей, а по благословению священноначалия, для блага Матери-Церкви, ради пользы дела. 

Господь никогда никому не говорил: «Уходите, когда вам трудно». Нет, будьте там, где поставлены, делайте порученное вам до последней возможности. Преслушание закрыло перед человеком двери Рая. Преслушание – грех – смерть – это звенья одной цепи. Взявшийся за первое звено влечет сам к себе и последнее. Посему послушание – это самое главное приобретение человека. Христос ради послушания пришел в мир. И жизнь человека на земле есть послушание Богу.

А быть хорошей монахиней можно в любом месте.

(96)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *